Международные документы

Вернуться

Рамсарская Конвенция о водно-болотных угодьях1

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, 2 февраля 1971 г., ратифицирована СССР в 1976 г.), отмечая важное экологическое значение водно-болотных угодий как регуляторов водного режима, как мест обитания характерной флоры и фауны, особенно водоплавающих птиц, предусматривает, что каждая страна - участница конвенции определяет подходящие водно-болотные угодья на своей территории, включаемые в список водно-болотных угодий международного значения. Каждая страна способствует охране водно-болотных угодий и водоплавающих птиц посредством создания природных резерватов на этих угодьях, независимо от того, включены они в список или нет, и обеспечивает надлежащий надзор за ними. В России статус водно-болотных угодий международного значения получили 35 участков.

В тех случаях, когда из-за настоятельных государственных интересов страна исключает из списка или сокращает размеры водно-болотного угодья, включенного в него, она должна, насколько это возможно, компенсировать происходящую в результате этого потерю ресурсов водно-болотных угодий и, в частности, создать дополнительные природные резерваты для водоплавающих птиц, а также обеспечить защиту достаточной части территории первоначального их местообитания в этом районе или где-либо в другом месте (ст. 4).

В конвенции также говорится, что каждая сторона руководствуется сознанием своей международной ответственности за охрану, управление и рациональное использование ресурсов мигрирующих водоплавающих птиц как при определении первоначального перечня для списка, так и при использовании своего права изменять перечень водно-болотных угодий, находящихся на своей территории и включенных в список (ст. 2). Она определяет и осуществляет свое планирование с учетом охраны этих угодий, и, насколько это возможно, способствует разумному использованию водно-болотных угодий, находящихся на ее территории. Каждая сторона обеспечивает такое положение, при котором она сама в возможно ранний срок получает информацию с мест в случае, если экологический характер любого угодья на ее территории, включенного в список, изменился, изменяется или может измениться в результате технического развития, загрязнения или других видов вмешательства человека. Информация о таких изменениях передается без промедления организации или правительству, ответственным за выполнение обязанностей постоянно действующего бюро (ст. 3). Стороны консультируются друг с другом по поводу выполнения обязательств конвенции и стараются координировать свою политику и правила в отношении охраны водно-болотных угодий, их флоры и фауны (ст. 5).

Конференция стран-участниц дает общие и специальные рекомендации сторонам относительно охраны, управления и рационального использования водно-болотных угодий, их фауны и флоры с целью содействия осуществлению конвенции. Каждая сторона обеспечивает, чтобы все те, кто несет ответственность на всех уровнях за управление водно-болотными угодьями, были информированы и учитывали такие рекомендации (ст. 6).

В России разработана Стратегия сохранения водно-болотных угодий. Она предусматривает развитие российского законодательства в области использования и охраны водно-болотных угодий на основе применения положений конвенции. Предусмотрены направления, по которым необходимо внести изменения и дополнения в действующее законодательство (в частности, в Лесной кодекс), а также разработать новые законодательные и подзаконные нормативные правовые акты (например, Федеральный закон "Об использовании и охране водно-болотных угодий"; этот закон включен в список законотворческой деятельности Комитета по экологии Государственной Думы Федерального Собрания РФ).


1 Законодательство России об использовании и охране биологического разнообразия. Аналитический обзор. Федеральное законодательство / Под ред. А.С.Шестакова - М.: ГЕОС, 2001. - 408 с.

 

Конвенция о биологическом разнообразии1

Конвенция о биологическом разнообразии (КБР) была подписана в Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 г. (ратифицирована Федеральным законом РФ от 17 февраля 1995 г., вступила в силу для Российской Федерации 4 июля 1995 г.).

В Конвенции подчеркивается большое значение биологического разнообразия для эволюции и сохранения поддерживающих жизнь систем биосферы, в связи с чем его сохранение является общей задачей всего человечества. Говорится также, что государства несут ответственность за сохранение своего биологического разнообразия и устойчивое использование своих биологических ресурсов, причем основным условием сохранения биоразнообразия является сохранение in-situ экосистем и естественных мест обитания, поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественных условиях. Признается большая и традиционная зависимость многих местных общин и коренного населения, являющихся хранителями традиционного образа жизни, от биологических ресурсов, и желательность совместного пользования на справедливой основе выгодами, связанными с использованием традиционных знаний, нововведений и практики, имеющих отношение к сохранению биологического разнообразия и устойчивому использованию его компонентов.

Конвенция предусматривает, что каждая сторона-участница в соответствии с ее конкретными условиями и возможностями (ст. 8):

Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 669 на Минприроду РФ (в настоящее время - Министерство природных ресурсов РФ) была возложена организация выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из этой Конвенции. Этим постановлением была образована Межведомственная комиссия по проблемам биологического разнообразия и утверждено Положение о ней. Согласно Положению, к числу основных задач Комиссии относятся:

1 Законодательство России об использовании и охране биологического разнообразия. Аналитический обзор. Федеральное законодательство / Под ред. А.С.Шестакова - М.: ГЕОС, 2001. - 408 с.

 

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия1

В Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г., ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г.), отмечается, что повреждение или исчезновение любых образцов культурных ценностей или природной среды оказывает пагубное влияние на достояние всех народов мира, что некоторые ценности культурного и природного наследия представляют исключительный интерес, что требует их сохранения как части всемирного наследия всего человечества. А поскольку охрана этого наследия на национальном уровне часто бывает недостаточной в связи с объемом средств, которых она требует, и недостаточностью экономических, научных и технических ресурсов страны, на территории которой находится ценность, подлежащая защите, все международное сообщество должно участвовать в охране этого наследия.

В соответствии со ст. 2 конвенции под "природным наследием" понимаются:

Каждое государство - сторона конвенции определяет и разграничивает различные ценности, расположенные на его территории и предусмотренные выше.

Конвенция определяет принципы национальной и международной охраны объектов природного наследия. Государства обеспечивают выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия. В случае же необходимости, им оказывается международная помощь в финансовом, научном и техническом отношениях (ст. 4).

Каждое государство проводит общую политику, направленную на придание культурному и природному наследию определенных функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в программы общего планирования; учреждает, если они еще не созданы, одну или несколько служб по охране, сохранению и популяризации культурного и природного наследия; принимает соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия; и т.д. (ст. 5).

Каждое государство - сторона представляет Комитету всемирного наследия перечень ценностей культурного и природного наследия, расположенных на его территории, которые могут быть включены в список всемирного наследия, которые имеют выдающуюся универсальную ценность (ст. 11).

Государство - сторона конвенции может обращаться с просьбой о предоставлении международной помощи в пользу ценностей культурного или природного наследия, имеющих выдающуюся универсальную ценность, расположенных на его территории, в Комитет всемирного наследия (ст. 19). В конвенции определена процедура рассмотрения заявок о предоставлении различного рода международной помощи и порядок получения ее (ст. 21-25).

Конвенция подчеркивает важную роль просветительных и информационных программ, проводимых государствами, укрепляющих уважение и привязанность народов к культурному и природному наследию. Стороны обязаны широко информировать общественность об опасностях, грозящих этому наследию, а также о принимаемых мерах (ст. 27).


1 Законодательство России об использовании и охране биологического разнообразия. Аналитический обзор. Федеральное законодательство / Под ред. А.С.Шестакова - М.: ГЕОС, 2001. - 408 с.

 

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения1

С 1992 г. Россия (в качестве правопреемницы СССР, для которого Конвенция вступила в силу с 1976 г.) стала Стороной Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., (СИТЕС). Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1051 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973г." установлено, что вывоз с территории РФ видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции, допускается только при наличии специального разрешения Административного органа СИТЕС в России, а ввоз таких видов животных и растений на территорию РФ - при наличии разрешения административного органа Конвенции или другого компетентного органа страны-экспортера, а в случаях, предусмотренных Конвенцией (для видов Приложения I), - и разрешения на ввоз Административного органа СИТЕС в России.

Согласно Положению о порядке принятия решений о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения, выдаваемых МВЭС России при экспорте образцов животного и растительного мира, включенных в приложения СИТЕС, экспортер обязан также оформить разрешение СИТЕС, выдаваемое в установленном порядке Административным органом СИТЕС в России. При экспорте объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, представляется разрешение на их добывание, выдаваемое МПР.


1 Законодательство России об использовании и охране биологического разнообразия. Аналитический обзор. Федеральное законодательство / Под ред. А.С.Шестакова - М.: ГЕОС, 2001. - 408 с.

 

Вернуться


БелГУ, Дружина охраны природы, E-mail: dop@bsu.edu.ru

Hosted by uCoz